Вторник, 07.05.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя русского языка и литературы Павлуши Татьяны Викторовны

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Блог

Главная » 2015 » Сентябрь » 28 » Обзор программ по развитию речи
20:43
Обзор программ по развитию речи

Программа развития речи

Задачи развития речи реализуются в программе, которая опреде­ляет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

Современные программы развития речи имеют свою историю развития. Их истоки находятся в первых программных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались по­степенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 1930-х гг. делался на работе с книгой и картинкой.

С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.

В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художе­ственных произведений для чтения и рассказывания детям. В под­готовительной к школе группе (впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.

«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983— 1984) по существу является основой разработки современных программ. В связи с этим дадим подробнее характеристику именно этой программы.

В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, свя­зана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: тре­бования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы, посвященных разным сторонам жизнедеятель­ности детей. Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.

Например, в разделе «Игра» указывалось на необходимость обучения детей правилам и нормам речевого общения, воспитания умений пользоваться речью при согласовании темы игры, распреде­лении ролей, развитии ролевого взаимодействия, в театрализованных играх — разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихам, совер­шенствования исполнительских умений.

В разделе «Трудовое воспитание» обращалось внимание на уме­ние называть предметы, их признаки, качества, трудовые действия. В обучении началам математики невозможно обойтись без усвоения названий формы, величины, пространственного расположения пред­метов, количественных и порядковых числительных.

Требования к коммуникативным умениям, культуре речевого общения изложены в разделе «Организация жизни и воспитание детей». Аналогично определялось содержание речевой работы и в других главах программы.

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделялась в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей».

В подготовительной к школе группе требования к речевому раз­витию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сообщаются некоторые лингвистические знания, и у детей углубляется осознание явлений языка и речи.

Следует отметить, что в программных документах детского сада вплоть до 1983 — 1984 гг. задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружающей жизнью. В «Типовой про­грамме» они впервые даны отдельно друг от друга с учетом того, «что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование вы­разительных средств, сравнений, определений, овладение элементами словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим; оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инс­ценировки, драматизации и др.)»1.

Эта программа разработана с учетом научных данных о законо­мерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражали возрастные показатели развития речи.

Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития сло­варя (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны слова); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи развития на­выков и умений словообразования и формирования синтаксического строя речи.

Уточнена программа обучения монологической речи, определена последовательность использования разных видов рассказов и их взаимосвязь. Задача развития связной речи вводится, начиная со второй младшей группы.

Определено содержание художественно-речевой деятельности Детей.

В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень правильной речи и уро­вень хорошей, коммуникативно целесообразной речи. Последнее наиболее ярко проявляется в старших группах.

В программе наблюдается тесная связь работы по развитию детей с работой по ознакомлению с окружающим миром (хотя они и представлены раздельно). Особенно это касается объема сло­варя. В нем отражается содержание знаний об окружающем мире. Известно, что их основу составляет чувственный опыт детей. В свя­зи с этим в программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формиро­вание произносительной стороны речи. Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подгото­вительной к школе группах вводится новый раздел — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Устанавливается преемственность в содержании речевого вос­питания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку.

В работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходя­щего для того или иного случая.

В развитии связной речи — от пересказа коротких рассказов и ска­зок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность.

Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связ­ной речи на протяжении дошкольного детства.

Преемственность проявляется также в повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устой­чивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).

Наряду с преемственностью в программе прослеживается и пер­спективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие каче­ства устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря — это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи — отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи — умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.

Особенностью программы является краткость изложения задач и требований. Воспитатель должен уметь конкретизировать общее требование с учетом индивидуальных особенностей детей.

На основе типовой программы были созданы программы вос­питания и обучения в союзных республиках (ныне страны СНГ). В Российской Федерации также была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), утвержденная Министерством просвещения РФ.

В ней сохранялись принципиальные подходы к речевому развитию детей, основное содержание программных задач и последователь­ность их усложнения, структура. Вместе с тем была учтена специфика культурно-национальных условий России.

В объяснительной записке к программе обращалось внимание на то, что «в национальных дошкольных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой ясельной группы обучают устной родной речи по программе, разработанной в автономной республике, крае, области, и со старшей группы — русской разго­ворной речи (2 занятия в неделю). В тех дошкольных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку (2 ч в неделю) по программе, разработанной на местах»1.

В 2004 г. вышла новая «Программа обучения воспитания в дет­ском саду» под реакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Ко­маровой2. Она сохранила преемственность с Программой 1985 г., вместе с тем в ней уточнено содержание работы, значительно обо­гащен раздел, отражающий работу с художественной литературой, обновлен перечень литературных произведений.

До 2011 г. в дошкольных учреждениях разных типов использова­лись так называемые вариативные (комплексные и парциальные) программы. Дошкольные учреждения России работали по 12 ком­плексным базисным и 25 парциальным образовательным программам, допущенным Министерством образования. (Кроме того, использовались еще и региональные программы.)

Среди них наиболее известны: «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Детский сад — дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова), «Разви­тие» (научные руководители Л.А. Венгер, О. М.Дьяченко), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И.Логи­нова, Т. И. Бабаева и др.), «Из детства в отрочество» (под ред Т. Н. До­роновой), «Истоки» (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.), «Кроха» (Г.Г.Григорьева и др.), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова).

В программе «Радуга», основанной, как и многие другие програм­мы, на принципах педагогики развития, учитывались современные требования к речевому развитию детей, выделялись общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература.

Одним из важнейших средств развития дошкольников признава­лось создание развивающей речевой среды. Большое место отводи­лось развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный ре­пертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Для занятий по этой программе были созданы комплекты по­собий для детей и методические рекомендации для воспитателей, в том числе по развитию речи. Автор раздела программы и пособий по возрастным группам «Учусь говорить» В. В. Гербова.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включали в себя три основных направления:

  1. ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
  2. освоение специальных средств литературно-речевой деятель­ности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
  3. развитие познавательных способностей на материале ознаком­ления с детской художественной литературой (развитие наглядных форм символизации — умений использовать символическое обо­значение персонажей литературных произведений).

Предполагалось, что овладение разными сторонами речи про­исходит в контексте ознакомления с художественными произведе­ниями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача — подготовка к обучению грамоте, а в стар­шей и подготовительной группах — обучению чтению.

Характеристика возрастных возможностей развития речи детей изложена дополнительно в методическом сопровождении програм­мы1.

В программе «Детство» три взаимосвязанные линии — разви­тие эмоциональной сферы, познания и творчества — пронизывают все ее разделы. Одна из главных задач — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к са­мостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи2. Работе по развитию детской речи уделяется внимание при реализации всех указанных линий.

В программе содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности (в предметной деятельности, игре, труде, в про­цессе ознакомления с предметным миром, природой, социальным миром и др.). Они представлены в виде отдельных глав.

Раздел «Развиваем речь детей» (В. И.Логинова, О. Н. Сомкова) со­держит характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи — и раскрывает особенности работы в каждой воз­растной группе.

В разделе «Ребенок и книга» (Л.М.Гурович) предусматриваются организация постоянного общения с книгой, развитие эстетического восприятия литературных произведений и художественно-речевой деятельности детей.

В конце разделов предложены критерии оценки уровня освоения программы в возрастных группах.

Программа «Истоки»: базис развития ребенка-дошкольника ориентирована на целостное развитие ребенка.

В разделе «Речь и речевое общение» (А. Г. Арушанова) главной задачей считается развитие умения устанавливать с помощью речи контакты, налаживать взаимодействие с взрослыми и сверстника­ми. В качестве основной формы общения рассматривается диалог. В структуре раздела выделены: характеристика возрастных возмож­ностей детей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, показатели развития по возрастным группам.

Работа с художественной литературой (Т. И.Алиева) представлена в контексте эстетического развития и рассматривается в двух направ­лениях: «организация восприятия художественного произведения как целостного и завершенного эстетического объекта»; создание условий для развития детского творчества.

Методические и дидактические пособия к программе («Речь и ре­чевое общение детей», «Истоки диалога» и др.) содержат рекомендации по организации таких форм организации диалога, как сценарии активизирующего общения, словесные дидактические игры парами, общение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре и др.

Программа «Из детства в отрочество» предназначена для педа­гогов и родителей. Раздел «Развитие речи», как и другие направления, содержит задачи для решения в дошкольном образовательном учреж­дении и в семье, предусматривает согласованную работу педагогов, логопедов, родителей.

В разделе показаны значение развития речи, некоторые особен­ности развития речи в дошкольном детстве, основные задачи про­граммы по развитию речи: комплексное развитие всех компонентов устной речи: произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи; подготовка к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

Авторы (Т. И. Гризик и Л. Е.Тимощук) обращают внимание роди­телей и педагогов на создание условий, способствующих активизации детской речи — побуждение к высказываниям разного типа в процес­се различных видов деятельности, введение в жизнь группы детского сада речевых традиций, создание культурной речевой среды.

В основу раздела «Художественная литература» (З.А.Гриценко) положена ведущая идея воспитания в дошкольнике грамотного чита­теля. Знакомство с литературой происходит на занятиях (одно занятие в неделю) и ежедневно в свободной форме в детском саду и в семье.

Рекомендательный перечень текстов расширен за счет введения современных художественных произведений, поэзии, разных форм устного народного творчества.

Методическое пособие для воспитателей «Пришли мне чтения доброго...» содержит конспекты четырех видов занятий с детьми:

  1. тематические для приобщения дошкольников к ведущим темам детской литературы;
  2. теоретические, на которых знакомят детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для анализа особенностей текстов;
  3. творческие, основной целью которых является развитие твор­ческого потенциала детей;
  4. аналитические — на доступном уровне анализируется текст для более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность.

Специально для родителей создано методическое руководство «Положи твое сердце у чтения» по организации детского чтения в домашних условиях.

Парциальная «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних ис­следований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Уша­ковой.

Программа базируется на теоретическом подходе к проблеме речевого развития, сформулированном в отечественной психологии и психолингвистике, согласно которому: речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ведущей задачей в об­учении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

Процесс овладения родным языком, развития языковых спо­собностей рассматривается во взаимосвязи с интеллектуальным, нравственным, эстетическим развитием детей, выступающий при этом условии как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Основной задачей речевого развития детей справедливо считается овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В программе подробно раскрыты основные направления работы по развитию детской речи, акцентируется комплексный подход к ре­чевому развитию на занятиях, взаимосвязь разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделе­ны приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и навыков речевого общения.

Особый акцент делается на формировании у детей монологи­ческой речи, формировании разных типов связных высказываний, представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.

Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу (1984), разработанную ранее в той же лаборатории.

Главным средством реализации программы автор считает раз­вивающие занятия.

Одним из достоинств данной программы является детальная раз­работка технологии обучения, разработанная коллективом авторов под руководством О.С.Ушаковой («Занятия по развитию речи», «Скажи по-другому», «Методика развития речи в детском саду», «Зна­комим с художественной литературой», «Развитие речи и творчества Дошкольников», программа, методические рекомендации, конспекты занятий по возрастным группам и др.).

В связи с усилением внимания к проблемам подготовки детей к школьному обучению разрабатывались программы обучения и развития детей старшего дошкольного возраста. Многие из них ориентировали педагогов и родителей в основном на подготовку к обучению грамоте. Так, программа «Предшкольная пора» (ав­торский коллектив под руководством Н.Ф.Виноградовой) предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение.

Даже краткий обзор некоторых программ этого периода позволяет сделать вывод о том, что в них много общего (основные направления работы, примерный круг задач, их содержание, в определенной мере показатели развития и др.).

Вместе с тем не во всех программах имеется фундаментальное психолого-педагогическое обоснование, приоритетность постановки задач иногда носит субъективный и произвольный характер. Не­достаточное внимание уделяется обогащению содержания детской речи в соответствии с их возрастными возможностями. Проявляется тенденция усложнения знаний об окружающей жизни вербальными средствами.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое зна­чение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи и лич­ности детей.

Федеральные государственные требования к структуре основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Министерством образования и науки РФ (2009), определяют образовательные области и основные формы организа­ции образовательного процесса. В этих требованиях развитие речи представлено в образовательной области «Коммуникация», тем са­мым подчеркивается направленность всей образовательной работы в области речи — развитие речи в общении и как средства общения. Подчеркивается необходимость интеграции содержания разных обра­зовательных областей при планировании психолого-педагогической работы с детьми. В соответствии с этими требованиями переработаны примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Счаст­ливый ребенок», создана новая программа «Успех». В программах выделены основные задачи развития устной речи, содержание работы в разных возрастных группах.

Так, в программе «Успех» характеризуется понятие «комму­никация» и формулируются основные задачи психолого-педагогической работы:

  1. развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми;
  2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в раз­ личных видах деятельности;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

В качестве основной модели организации образовательного про­цесса выступает совместная деятельность взрослого и детей и само­стоятельная деятельность детей.

Решение основных психолого-педагогических задач области «Ком­муникация» осуществляется во всех других образовательных областях («Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Му­зыка» и «Художественное творчество»). Задачи образовательной обла­сти «Коммуникация» реализуются в непосредственной образователь­ной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Просмотров: 2224 | Добавил: UMNICA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz