Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.
Современные программы развития речи имеют свою историю развития. Их истоки находятся в первых программных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались постепенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 1930-х гг. делался на работе с книгой и картинкой.
С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.
В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной к школе группе (впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.
«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983— 1984) по существу является основой разработки современных программ. В связи с этим дадим подробнее характеристику именно этой программы.
В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы, посвященных разным сторонам жизнедеятельности детей. Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.
Например, в разделе «Игра» указывалось на необходимость обучения детей правилам и нормам речевого общения, воспитания умений пользоваться речью при согласовании темы игры, распределении ролей, развитии ролевого взаимодействия, в театрализованных играх — разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихам, совершенствования исполнительских умений.
В разделе «Трудовое воспитание» обращалось внимание на умение называть предметы, их признаки, качества, трудовые действия. В обучении началам математики невозможно обойтись без усвоения названий формы, величины, пространственного расположения предметов, количественных и порядковых числительных.
Требования к коммуникативным умениям, культуре речевого общения изложены в разделе «Организация жизни и воспитание детей». Аналогично определялось содержание речевой работы и в других главах программы.
Самостоятельная глава «Развитие речи» выделялась в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей».
В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сообщаются некоторые лингвистические знания, и у детей углубляется осознание явлений языка и речи.
Следует отметить, что в программных документах детского сада вплоть до 1983 — 1984 гг. задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружающей жизнью. В «Типовой программе» они впервые даны отдельно друг от друга с учетом того, «что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим; оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.)»1.
Эта программа разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражали возрастные показатели развития речи.
Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития словаря (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны слова); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи развития навыков и умений словообразования и формирования синтаксического строя речи.
Уточнена программа обучения монологической речи, определена последовательность использования разных видов рассказов и их взаимосвязь. Задача развития связной речи вводится, начиная со второй младшей группы.
Определено содержание художественно-речевой деятельности Детей.
В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень правильной речи и уровень хорошей, коммуникативно целесообразной речи. Последнее наиболее ярко проявляется в старших группах.
В программе наблюдается тесная связь работы по развитию детей с работой по ознакомлению с окружающим миром (хотя они и представлены раздельно). Особенно это касается объема словаря. В нем отражается содержание знаний об окружающем мире. Известно, что их основу составляет чувственный опыт детей. В связи с этим в программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.
Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку.
В работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходящего для того или иного случая.
В развитии связной речи — от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность.
Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связной речи на протяжении дошкольного детства.
Преемственность проявляется также в повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).
Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.
Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.
Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря — это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи — отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи — умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.
Особенностью программы является краткость изложения задач и требований. Воспитатель должен уметь конкретизировать общее требование с учетом индивидуальных особенностей детей.
На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках (ныне страны СНГ). В Российской Федерации также была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), утвержденная Министерством просвещения РФ.
В ней сохранялись принципиальные подходы к речевому развитию детей, основное содержание программных задач и последовательность их усложнения, структура. Вместе с тем была учтена специфика культурно-национальных условий России.
В объяснительной записке к программе обращалось внимание на то, что «в национальных дошкольных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой ясельной группы обучают устной родной речи по программе, разработанной в автономной республике, крае, области, и со старшей группы — русской разговорной речи (2 занятия в неделю). В тех дошкольных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку (2 ч в неделю) по программе, разработанной на местах»1.
В 2004 г. вышла новая «Программа обучения воспитания в детском саду» под реакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой2. Она сохранила преемственность с Программой 1985 г., вместе с тем в ней уточнено содержание работы, значительно обогащен раздел, отражающий работу с художественной литературой, обновлен перечень литературных произведений.
До 2011 г. в дошкольных учреждениях разных типов использовались так называемые вариативные (комплексные и парциальные) программы. Дошкольные учреждения России работали по 12 комплексным базисным и 25 парциальным образовательным программам, допущенным Министерством образования. (Кроме того, использовались еще и региональные программы.)
Среди них наиболее известны: «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Детский сад — дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова), «Развитие» (научные руководители Л.А. Венгер, О. М.Дьяченко), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И.Логинова, Т. И. Бабаева и др.), «Из детства в отрочество» (под ред Т. Н. Дороновой), «Истоки» (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.), «Кроха» (Г.Г.Григорьева и др.), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова).
В программе «Радуга», основанной, как и многие другие программы, на принципах педагогики развития, учитывались современные требования к речевому развитию детей, выделялись общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература.
Одним из важнейших средств развития дошкольников признавалось создание развивающей речевой среды. Большое место отводилось развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Для занятий по этой программе были созданы комплекты пособий для детей и методические рекомендации для воспитателей, в том числе по развитию речи. Автор раздела программы и пособий по возрастным группам «Учусь говорить» В. В. Гербова.
Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей.
Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включали в себя три основных направления:
- ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
- освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
- развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой (развитие наглядных форм символизации — умений использовать символическое обозначение персонажей литературных произведений).
Предполагалось, что овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача — подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах — обучению чтению.
Характеристика возрастных возможностей развития речи детей изложена дополнительно в методическом сопровождении программы1.
В программе «Детство» три взаимосвязанные линии — развитие эмоциональной сферы, познания и творчества — пронизывают все ее разделы. Одна из главных задач — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи2. Работе по развитию детской речи уделяется внимание при реализации всех указанных линий.
В программе содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности (в предметной деятельности, игре, труде, в процессе ознакомления с предметным миром, природой, социальным миром и др.). Они представлены в виде отдельных глав.
Раздел «Развиваем речь детей» (В. И.Логинова, О. Н. Сомкова) содержит характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи — и раскрывает особенности работы в каждой возрастной группе.
В разделе «Ребенок и книга» (Л.М.Гурович) предусматриваются организация постоянного общения с книгой, развитие эстетического восприятия литературных произведений и художественно-речевой деятельности детей.
В конце разделов предложены критерии оценки уровня освоения программы в возрастных группах.
Программа «Истоки»: базис развития ребенка-дошкольника ориентирована на целостное развитие ребенка.
В разделе «Речь и речевое общение» (А. Г. Арушанова) главной задачей считается развитие умения устанавливать с помощью речи контакты, налаживать взаимодействие с взрослыми и сверстниками. В качестве основной формы общения рассматривается диалог. В структуре раздела выделены: характеристика возрастных возможностей детей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, показатели развития по возрастным группам.
Работа с художественной литературой (Т. И.Алиева) представлена в контексте эстетического развития и рассматривается в двух направлениях: «организация восприятия художественного произведения как целостного и завершенного эстетического объекта»; создание условий для развития детского творчества.
Методические и дидактические пособия к программе («Речь и речевое общение детей», «Истоки диалога» и др.) содержат рекомендации по организации таких форм организации диалога, как сценарии активизирующего общения, словесные дидактические игры парами, общение в самостоятельной сюжетно-ролевой игре и др.
Программа «Из детства в отрочество» предназначена для педагогов и родителей. Раздел «Развитие речи», как и другие направления, содержит задачи для решения в дошкольном образовательном учреждении и в семье, предусматривает согласованную работу педагогов, логопедов, родителей.
В разделе показаны значение развития речи, некоторые особенности развития речи в дошкольном детстве, основные задачи программы по развитию речи: комплексное развитие всех компонентов устной речи: произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи; подготовка к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Авторы (Т. И. Гризик и Л. Е.Тимощук) обращают внимание родителей и педагогов на создание условий, способствующих активизации детской речи — побуждение к высказываниям разного типа в процессе различных видов деятельности, введение в жизнь группы детского сада речевых традиций, создание культурной речевой среды.
В основу раздела «Художественная литература» (З.А.Гриценко) положена ведущая идея воспитания в дошкольнике грамотного читателя. Знакомство с литературой происходит на занятиях (одно занятие в неделю) и ежедневно в свободной форме в детском саду и в семье.
Рекомендательный перечень текстов расширен за счет введения современных художественных произведений, поэзии, разных форм устного народного творчества.
Методическое пособие для воспитателей «Пришли мне чтения доброго...» содержит конспекты четырех видов занятий с детьми:
- тематические для приобщения дошкольников к ведущим темам детской литературы;
- теоретические, на которых знакомят детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для анализа особенностей текстов;
- творческие, основной целью которых является развитие творческого потенциала детей;
- аналитические — на доступном уровне анализируется текст для более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность.
Специально для родителей создано методическое руководство «Положи твое сердце у чтения» по организации детского чтения в домашних условиях.
Парциальная «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой.
Программа базируется на теоретическом подходе к проблеме речевого развития, сформулированном в отечественной психологии и психолингвистике, согласно которому: речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ведущей задачей в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.
Процесс овладения родным языком, развития языковых способностей рассматривается во взаимосвязи с интеллектуальным, нравственным, эстетическим развитием детей, выступающий при этом условии как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Основной задачей речевого развития детей справедливо считается овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В программе подробно раскрыты основные направления работы по развитию детской речи, акцентируется комплексный подход к речевому развитию на занятиях, взаимосвязь разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделены приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и навыков речевого общения.
Особый акцент делается на формировании у детей монологической речи, формировании разных типов связных высказываний, представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.
Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.
Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу (1984), разработанную ранее в той же лаборатории.
Главным средством реализации программы автор считает развивающие занятия.
Одним из достоинств данной программы является детальная разработка технологии обучения, разработанная коллективом авторов под руководством О.С.Ушаковой («Занятия по развитию речи», «Скажи по-другому», «Методика развития речи в детском саду», «Знакомим с художественной литературой», «Развитие речи и творчества Дошкольников», программа, методические рекомендации, конспекты занятий по возрастным группам и др.).
В связи с усилением внимания к проблемам подготовки детей к школьному обучению разрабатывались программы обучения и развития детей старшего дошкольного возраста. Многие из них ориентировали педагогов и родителей в основном на подготовку к обучению грамоте. Так, программа «Предшкольная пора» (авторский коллектив под руководством Н.Ф.Виноградовой) предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Даже краткий обзор некоторых программ этого периода позволяет сделать вывод о том, что в них много общего (основные направления работы, примерный круг задач, их содержание, в определенной мере показатели развития и др.).
Вместе с тем не во всех программах имеется фундаментальное психолого-педагогическое обоснование, приоритетность постановки задач иногда носит субъективный и произвольный характер. Недостаточное внимание уделяется обогащению содержания детской речи в соответствии с их возрастными возможностями. Проявляется тенденция усложнения знаний об окружающей жизни вербальными средствами.
В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи и личности детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Министерством образования и науки РФ (2009), определяют образовательные области и основные формы организации образовательного процесса. В этих требованиях развитие речи представлено в образовательной области «Коммуникация», тем самым подчеркивается направленность всей образовательной работы в области речи — развитие речи в общении и как средства общения. Подчеркивается необходимость интеграции содержания разных образовательных областей при планировании психолого-педагогической работы с детьми. В соответствии с этими требованиями переработаны примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Счастливый ребенок», создана новая программа «Успех». В программах выделены основные задачи развития устной речи, содержание работы в разных возрастных группах.
Так, в программе «Успех» характеризуется понятие «коммуникация» и формулируются основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в раз личных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
В качестве основной модели организации образовательного процесса выступает совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.
Решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех других образовательных областях («Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Музыка» и «Художественное творчество»). Задачи образовательной области «Коммуникация» реализуются в непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
|