Понедельник, 29.04.2024, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя русского языка и литературы Павлуши Татьяны Викторовны

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Внеклассная работа [2]
Темы классных часов
Методические разработки [5]
Методические разработки уроков, тесты, дополнительные материалы
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)»

Тип урока: урок анализа поэтического текста.

Цель урока: познакомить студентов с особенностями любовной лирики Ф.И. Тютчева.

Задачи:

образовательные: учить выделять художественные особенности стихотворений Денисьевского цикла, анализировать стихотворения о любви;

развивающие: развивать навык выразительного чтения, мышление, умение чувствовать, понимать авторский замысел;

воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, к поэзии.

  Оборудование: презентация, интерактивная доска, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология личностно ориентированного обучения, технология исследовательского метода.

Подготовка к уроку:

1) учащиеся должны подготовить сообщение «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева»;

2) учащийся готовит чтение наизусть стихотворения «Не говори: меня он как и прежде любит…».

Ход урока

I.     Орг. момент.

II.  Вводная беседа.

(доска подготовлена к показу презентации (слайд 1))

На прошлом уроке мы с вами познакомились с фактами из жизни и творчества Ф.И. Тютчева, с особенностями его пейзажной лирики.

- В чём же особенности биографии Тютчева? (Необычайная одарённость и ранняя карьера чиновника, длительное нахождение вдали от родины, знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры и т.д.).

У Ф.И. Тютчева не только интересная судьба, но и необычайно красивая поэзия.

- Назовите основные темы лирики Тютчева?

III.                   Сообщение темы.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви (слайд 2). Сегодня на уроке мы с вами коснёмся особенностей любовной лирики Тютчева, а также стихотворений принадлежащих Денисьевскому циклу. Постараемся ощутить ту любовь, которая согревала поэта в жизни, а может быть, приносила ему страдания, тоску.

IV.                   Изучение нового.

Начать изучение этой трепетной темы мне хотелось бы строками из стихотворения «Предопределение», которые будут эпиграфом к сегодняшнему уроку (слайд 2):

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)

- Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны мной?

В процессе урока попробуем ответить на этот вопрос более точно.

- Откройте свои тетради и запишите тему и эпиграф сегодняшнего урока.

- Любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И. Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований, но всё-таки узкобиографического в его стихах меньше всего, хотя литературе почти всегда известны имена вдохновительниц поэта.

Более подробно нам об этом расскажет… (сообщение студента «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева») (слайды 3-5).

В Денисьевский цикл вошли такие шедевры любовной лирики (слайд 6): «Пошли, Господь, свою отраду» (1850), «Я очи знал,- о, эти очи!» (1850-1852), «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1850-1851), «Чему молилась ты с любовью…» (1850-1851), «О, как убийственно мы любим» (1851), «Последняя любовь» (1852-1854) и др.

- Дома вы читали стихотворения этого цикла, а теперь узнали о той, которая вдохновила Тютчева на их создание.

- Какое впечатление произвели на вас стихотворения Денисьевского цикла?

- Какие чувства вызвали?

- Что потрясло?

- Каким представился образ лирического героя?

- Чётко ли нарисован образ возлюбленной?

Давайте вслушаемся в строки стихотворений Ф.И. Тютчева. Постараемся определить своеобразие стихов Денисьевского цикла. На доске записаны слова, которые вы можете использовать при определении художественных особенностей стихотворений: исповедальный, страстный, трагедия, стихийная страсть, горечь, угасает, тает, измученная душа, мгновение любовных отношений, психологический драматизм, внутренний монолог, трепетное чувство, блаженство, безысходность, душевное напряжение, умиротворение, успокоение, дисгармония, роковой поединок (учитель читает слова).

Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «Последняя любовь», которое было написано в 1852-1854 г.г.

- Послушайте это стихотворение, постарайтесь ощутить те чувства, которыми оно наполнено.

(Выразительное чтение стихотворения учителем) (слайд 7).

- Прочитайте ещё раз про себя, чтобы лучше осознать, понять смысл стихотворения.

- Какова тема данного стихотворения?

Это стихотворение о любви, а если быть точнее, то о последней любви на склоне лет.

- Каким чувством проникнуто?

- Какая любовь в этом стихотворении?

В этом стихотворении последняя любовь предстаёт и как блаженство, и как безнадежность; оно звучит как исповедь поэта, как грустный романс, посвящённый позднему, но оттого особенно трепетному чувству.

- Можем ли выделить в этом стихотворении смысловые части?

Это лирическое стихотворение, во всех строфах которого с помощью разных поэтических образов перед читателем предстаёт последняя любовь, наполненная сильными чувствами.

- Каким предстаёт лирический герой? (влюблённый человек, в зрелом возрасте, прошедший половину жизненного пути, испытывающий нежность).

- Какие слова в стихотворении указывают на данную характеристику? (слайд 8)

Поэт использует метафоры («Полнеба обхватила тень…», «скудеет в жилах кровь…»), которые помогают почувствовать, что половина жизненного пути уже пройдена, отчего ощущается тоска, грусть, печаль. Но эти чувства не преобладают в стихотворении. Обращаясь к последней любви, лирический герой с лёгкой горечью и одновременно с радостью приветствует её. В первой строфе звучит исповедальное признание лирического героя в нежности чувства и страхе перед утратой («…на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»).

Лирический герой не просто испытывает чувство влюблённости, а действительно горячо, трепетно любит и тем сильнее оттого, что эта любовь последняя.

- Какие поэтические образы, выражения помогают почувствовать эту последнюю любовь? (Что указывает на то, что любовь последняя?) (слайд 9)

Метафоры: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…», «прощальный свет», «вечерняя заря» - это своеобразная метафора, которую поэт избирает для передачи этого позднего, но сильного чувства; «заря вечерняя» - источник особого, интенсивного света. И оттого в 1-ой строфе об этом свете говорится трижды, применяя повтор и обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…». Этот мотив подхвачен во 2-ой строфе: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…».

Но в этом стихотворении ощущается контраст: рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба. Эпитет «вечерний день» тоже очень контрастен: с одной стороны – это вечер(закат жизни), с другой – день (то светлое чувство, возникшее на склоне лет). И снова звучат повторы мольбы: «Помедли, помедли, вечерний день,/ Продлись, продлись, очарованье…»

А в 3-ей строфе вновь мотив нежности, прозвучавший в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность».

В стихотворении не просто упоминаются эти знаменательные слова: оно этой нежностью, как и музыкой пронизано, покоряя чуткого читателя.

В финале жизни последняя любовь действительно может согреть любого человека.

- Что последняя любовь несёт в жизнь человека?

- С каким чувством она сопряжена?

Последняя любовь несёт нежность, блаженство, чем старше становится человек, тем трепетнее это чувство, но наряду с этими чувствами, последняя любовь – это ещё и безнадежность. Вновь мы видим противоречивость чувств, переживаний лирического героя.

- Обратите внимание на ритмический рисунок этого стихотворения. В чём его необычность? (слайд 10)

Ритм стихотворения «неправильный», смещённый.

1 строка – ямб – подчёркнуто правильный, мужская рифма;

2 строка начинается ямбом, но затем появляется «лишний слог» - союз «и», рифма женская;

В 3 строке размер строго выдержан, а в 4-ой вновь «сбит», но очень аккуратно.

- Для чего нужен сбой? Что помогает ощутить?

Ритмический рисунок связан сообразным строем стихотворения, построенном на контрастах, что говорит о напряжённых переживаниях лирического героя.

Сбои повторяются и в 2-ух последних четверостишиях. (аналогично 1 строфе разбираем остальные)

- Что чувствуется здесь (во 2 строфе)?

Нарастает чувство тревоги, душевное напряжение, мольба.

В 3 строфе успокаивается сердце – выравнивается и ритм. Лишь напоследок – краткий вздох.

- Что ещё в стихотворении помогает передать переживания героя? (Синтаксический строй стихотворения, пунктуация).

Наличие многоточий, которые совпадают со сбоями в ритме, создаёт впечатление незаконченности мыслей; раздумья, размышления предстают перед нами.

! – эмоциональный всплеск, душевный крик.

! – в конце стихотворения ещё раз указывает на успокоение, умиротворение в сердце лирического героя, и лишь женская рифма и «сбой» в ритмическом рисунке создаёт впечатление последнего вздоха.

- Изменилось ли ваше восприятие этого стихотворения?

Последняя любовь – это «и блаженство, и безнадежность», и напряжённое чувство, которое тем нежнее, трепетнее, ценнее, чем позднее оно приходит. «О, как на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»

- Мне бы хотелось остановиться ещё на одном стихотворении денисьевского цикла «Не говори: меня он как и прежде любит…»

Послушайте его и подумайте, почему именно это стихотворение мне бы хотелось вам предложить.

(Читает наизусть ученик, потом дети самостоятельно про себя) (слайд 11).

- Почему же, по вашему мнению, я остановилась именно на этом стихотворении? Чем оно отличается от предыдущего?

- Чей голос мы слышим?

Двенадцать строк этой лирической пьесы представляют собой монолог, произнесённый женщиной.

- Какой предстаёт перед нами лирическая героиня?

- Какое чувство она переживает?

Тютчеву в такой степени удалось почувствовать психологическое состояние возлюбленной, ранимой и раненной светской толпой, ворвавшейся в её интимную жизнь, что мы оказываемся поражёнными подлинностью и достоверностью признаний лирической героини, сетований, восклицаний.

Вся её речь соткана из очевидных противоречий. Она и увлечена, и уязвлена; она страстно любит и одновременно страдает; живёт и в то же время не живёт…

- Какие образы и выражения помогают ощутить её внутренние переживания? (слайд 12)

Обилие многочленов («То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя…») показывает, как нервна и лихорадочна, даже несколько сумбурна исповедь героини, которая стонет, задыхается, ей видится в руке возлюбленного нож убийцы, который, благодаря олицетворению («нож дрожит»), кажется действительно правдоподобным, настоящим.

В этом стихотворении мало изобразительно-выразительных средств, что приближает стихотворение к быту, к трагической ситуации. Даже эпитеты: «жизнь горька», «лютый враг» - создают ощущение безысходности, горечи страдания, которыми наполнена жизнь лирической героини. Слова, используемые для исповеди страдающей героини, понятны любой женщине, оказавшейся в подобной ситуации.

- Передаёт ли ритмический рисунок стихотворения всё то, о чём сейчас сказали?

Нет, т.к. во всех строфах используется двусложный размер – ямб, чередование мужской и женской рифмы при перекрёстной рифмовке.

- Тогда с помощью чего же передаётся сумбурность, горечь мыслей, переживаний героини?

С помощью знаков препинания. Во всех строфах стихотворения присутствуют многоточия, которые делают исповедь героини прерывистой сбивчивой;

! – выражение наивысшего напряжения чувств. А вот то, что в последней строке стихотворения стоит точка, создаёт ощущение безысходности, как будто героиня сама выносит себе приговор.

- Только ли состояние лирической героини ощущается в этом стихотворении?

Этот монолог – это и покаяние героя, достигшее предельного самобичевания. Такое умение наложить одну исповедь на другую обнаруживает в Тютчеве великого психолога и мастера-лирика, сумевшего жизненную катастрофу и разнородные излияния героев уложить в 3 строфы монолога.

- Действительно ли страдания героев так велики, что нет возможности жить?

- Какое чувство придаёт им силы? Какое оно?

Герои прежде всего любят, и это чувство настолько сильно, что несмотря на все жизненные невзгоды, они не могут жить друг без друга. Любовь в этом стихотворении страстная, взаимная, но в то же время трагичная, создающая дисгармонию, она предстаёт как «поединок роковой».

V.  Итог урока. (Слайд 13)

(Читаю вновь эпиграф)

- Как вы думаете, почему же именно эти слова являются эпиграфом?

Любовь у Тютчева – это действительно союз родных душ, их сочетанье, но в ней очень часто любящие люди не только не могут жить друг без друга, но и вступают в «поединок роковой», в котором один из них сгорает.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец…

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методические разработки | Добавил: UMNICA (10.10.2013)
Просмотров: 1849 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz