Воскресенье, 28.04.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя русского языка и литературы Павлуши Татьяны Викторовны

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Внеклассная работа [2]
Темы классных часов
Методические разработки [5]
Методические разработки уроков, тесты, дополнительные материалы
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Москва 30-х годов в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Цель урока: дать представление о Москве 30-х годов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Задачи урока:

образовательные:  показать сатирическое изображение московского общества 30-х гг. ХХ века; раскрыть приемы создания писателем комичных ситуаций; выявить авторское отношение к литературной среде; сформулировать личностное отношение студентов к героям романа; продолжить работу по закреплению навыков анализа художественного текста;

развивающие: развитие познавательных способностей, критического мышления студентов, развитие умения работать в группах;

воспитательные: формирование чувства гордости за отечественную культуру 30-х годов ХХ века; содействовать формированию умения общаться друг с другом при решении поставленной интеллектуальной задачи; дать отрицательную оценку человеческим порокам, представленным М.А. Булгаковым в романе; формирование отношения к писательскому труду как к высочайшему служению, миссии.

Педагогические технологии: использование элементов проблемного метода обучения, ИКТ, групповая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: компьютерная презентация "Москва 30-х годов в  романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”; отрывки из статей "Булгаковской энциклопедии”, буклет

Подготовка к уроку:

1) индивидуальное задание: подготовка сообщения «Москва  и  москвичи  в  романе  Булгакова  «Мастер  и  Маргарита» по предложенному плану;

2) знакомство с  текстом поэмы "Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” Д. Бедного.

 

Ход урока:

I.               Орг. момент

II.            Вводная беседа

 Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из самых загадочных произведений русской литературы ХХ века – романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита” (слайд 1)

Прочитайте отрывки из двух произведений, написанных в 30-е годы ХХ века, и постарайтесь определить название этих произведений  и их авторов.

 

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”.

 

Точное суждение о Новом Завете:

Иисуса Христа никогда не было на свете.

Так что некому было умирать и воскресать,

Не о ком было и Евангелие писать. (слайд 2)

 

Совершенно верно, первая цитата - это начало романа Мастера о Понтии Пилате, отрывок из изучаемого нами романа, а второй отрывок - это "Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” - очень популярная в те годы поэма пролетарского поэта Демьяна Бедного.

Очень разные произведения.

И все же, что, по-вашему, может объединять их авторов? (Эпоха, тема произведений, а главное, что каждый из этих авторов считал себя настоящим писателем.)

III.           Постановка проблемы.

К слову "писатель” у нас в стране особое отношение. Мы произносим его с уважением, часто даже преклоняемся перед талантом творца.

Но вспомним тот эпизод из романа, когда Иван Бездомный впервые встретился с Мастером в психиатрической клинике:

"Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: Я – Мастер, он сделался суров”.

Почему же Мастер так негативно относится к слову "писатель”, сознательно отгораживая себя от него?

Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

IV.          Сообщение темы и постановка целей урока

Но мы знаем, что литературный мир нельзя отделить от московского общества в целом, ведь именно это общество формирует отношение к писательской среде.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

В процессе урока постараемся ответить на вопросы: «Как представлена в романе Москва 30-х годов?

Почему на вопрос Бездомного "Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает "Я – Мастер”?»

V.   Изучение нового материала, анализ отдельных глав романа

1) Работа в группах

Чтобы ответить на основные вопросы урока нам необходимо выполнить несколько заданий.

· Вспомните, какая организация в романе непосредственно связана с литературным миром?

Рассмотрим, что же скрывается под этой внушительной аббревиатурой.

Работать вы сейчас будете в группах. Каждая группа получает свое задание. 1 группа расскажет о членах МАССОЛИТа.(слайд 5)

· Перечислите их.

· Какой прием сатирического изображения использует Булгаков для их изображения? (Говорящие фамилии).

· Попробуйте "расшифровать” некоторые из них, а также, используя раздаточный материал, рассказать нам о прототипах некоторых персонажей-литераторов.

Прежде чем дать задание второй группе, напомню эпизод встречи двух друзей: красногубого великана Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с завистью взиравшего на него.

· Используя главу "Дело было в Грибоедове”, расскажите, почему Фока так мечтал стать членом МАССОЛИТа.

Третья группа проведет анализ художественных особенностей произведений писателей-массолитовцев. Для этого вы заполните буклет, составив пособие (своеобразную шпаргалку для членов МАССОЛИТа), используя уже предложенный очерк, взятый из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок”, в котором отражена массовая стилистика произведений того времени. Итак,

· Заполнив буклет, составьте словарь наиболее характерных слов и выражений, принятых в массовой литературе и публицистике того времени.

Время, отведенное на выполнение заданий – 10 минут.

2) Отчёт групп

(Ответы студентов первой группы).

Итак, фамилии героев подчеркивают узость их кругозора, скудость их внутреннего мира. Они зачастую и пишут-то о том, чего не знают. Кроме того, под МАССОЛИТом Булгаков подразумевал реальную писательскую организацию, РАПП, проповедующую командный тон в литературе. Кроме того, многие из персонажей имеют прототипов среди писателей и критиков того времени.

(Ответы студентов второй группы).

Итак, оказывается члены МАССОЛИТа пользовались множеством привилегий.

Обратимся к такому герою романа, как Берлиоз.

· Чем, на ваш взгляд, он отличается от описанной литературной братии? (Умный, образованный человек, знающий пять языков, очень эрудированный.)

· Почему Берлиоз согласился руководить этим сборищем писательских ничтожеств? (За конформизм, оказывается, хорошо платят.)

· Почему же так страшно наказан Берлиоз в романе, являясь, несомненно, знаковой фигурой для писателя? (Берлиоз прекрасно осознает примитивность и ложность тезисов, внушаемых им. Его жизнь лишена нравственной опоры и духовного смысла, поэтому так страшен его конец: "Каждому будет дано по вере его”.)

В романе звучит фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: "Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем”.

· Каковы же особенности языка писателей-массолитовцев? (Ответы студентов третьей группы) (слайд 6)

Излишняя пафосность,  призывность, шаблонность мысли, заштампованность – вот, что отличает их стиль. Вот каково писательское окружение, которое оценивало роман Мастера.

· Почему же эта среда отвергла его роман?

Несомненно, члены МАССОЛИТа являются представителями московского общества 30-х годов. Постараемся узнать, отличается ли система ценностей московских обывателей от нравственных устоев московских литераторов.

3)Индивидуальное сообщение.

«Москва  и  москвичи  в  романе  Булгакова  «Мастер  и  Маргарита» по плану:

1) Найдите в романе зарисовки быта и нравов Москвы 30-х годов, отразившие «как личные наблюдения Булгакова, так и литературные источники» (Б. В. Соколов).

2) Каково в романе авторское отношение к Москве и москвичам?

3) Какие художественные приемы использует Булгаков в создании «московских сцен» романа?

4) Беседа

– Кто же такой Воланд, чем он занимается, с какой целью прибыл в Москву?

– Чем же занимается «ведомство» Воланда?

Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.

Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете. Коллективный анализ сцены в варьете (гл. 12).

Проблемные вопросы к учащимся (слайд 7):

- Что происходит с конферансье в театре варьете? Почему?

- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот? Что раскрывает фокус с картами?

- Как характеризует людей фокус с денежным дождем?

- Как вы оцениваете поведение публики во французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?

- Какое разоблачение получил Аркадий Семплеяров?

Все события в Варьете напоминают буффонаду (слайд 8):

Буффонада (итал. buffonata — шутовство):

1.                  Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.

2.                  Литературная основа комического представления.

3.                  Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.

Москвичи разоблачают себя сами – в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого  не  возникает  вопроса  о  цене;  следствие этого – позор и унижение. Вывод Воланда: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.

 «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», – пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».

Чем ещё знаменательна эпоха 30-х годов XX века? Вспомните исторические события этого периода (усиление тоталитарной системы, повальные доносы, аресты, разрушение храмов, усиление бюрократической машины).

Запись в тетрадях: используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»  не только извечные людские пороки, но и недостатки, присущие конкретному времени (квартирный вопрос, шпиономания).

- Чем же должен отличаться Мастер от окружающих его людей? Какие черты, в понимании М.А. Булгакова, должны быть присущи истинному Мастеру?

(Талант, правдивость, а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода творчества)

VI.          Заключительный этап в решении проблемы.

Как мы ответим на один из вопросов нашего урока: "Почему на вопрос Бездомного "Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает "Я – Мастер”? (слайд 9)

(Мастер не хочет называть себя писателем, потому что литераторы в романе опошляют писательское звание, рассматривая свою мнимую причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить, не обременяя себя ни духовным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение).

Несомненно, главному герою романа, Мастеру, присущи и талант, и правдивость, а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода творчества, но

· Какова его судьба и судьба его произведения в романе?

· Случайность это или закономерность?

· В чем сходство судьбы Мастера и самого Булгакова? (Оба сумели сохранить, несмотря на все лишения и преграды, свободу творческого духа.)

- А можно ли вообще, идя по пути приспособленчества, заигрывания с властью, сохранить, свободу творческого духа? Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но судьбы таких советских писателей, далеко не лишенных таланта, как А.Фадеев, А.Толстой, в какой-то мере, М. Шолохов, показывают, что за конформизм хорошо платят, но и самим приходится расплачиваться за него очень высокой ценой – своим талантом.

Не будем никого осуждать. Сложное время. Жестокая эпоха. И тем величественнее духовный подвиг тех писателей, которые сумели сохранить в себе эту творческую свободу несмотря ни на что. М.Булгаков, Б.Пастернак, А.А. Ахматова – все они достойно противостояли враждебному им времени (слайд 10)

А теперь на основе полученных знаний попробуйте ответить на вопрос: «Как же представлена в романе Москва 30-х годов?»

 

VII.        Итог урока.
В чём заключается актуальность романа?

Используя образы нечистой силы, средства сатиры, Булгаков обращает внимание читателей на проблемы общественной морали, нравственности людей и о проблеме ответственности человека.

Слова А. И. Солженицына можно отнести и к жителям Москвы 30-х гг. ХХ века и к каждому человеку в современном мире:  «… Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая  добро   и   зло, проходит не между государствами, не между партиями,  она  проходит через  каждое  человеческое  сердце   и  через  все  человеческие  сердца. Линия эта подвижна,  она  колеблется  в  нас годами.  Даже   в   сердце ,  объятом   злом ,  она  утверждает  маленький   плацдарм   добра .  Даже   в   наидобрейшем   сердце  – неиссякаемый  уголок   зла .

       С тех пор я понял правду  всех  религий мира: они борются со  злом   в  человеке (в   каждом  человеке). Нельзя изгнать вовсе  зло  из мира, но можно  в   каждом  человеке его потеснить…» (слайд12)                                              

                                             

Послушайте стихотворение Наума Коржавина «Вступление в поэму», которое заставляет задуматься о важности  и правильности каждодневного нравственного выбора : 
Ни к чему,

      ни к чему,

            ни к чему полуночные бденья

И мечты, что проснешься

            в каком-нибудь веке другом.

Время?

    Время дано.

            Это не подлежит обсужденью.

Подлежишь обсуждению ты,

            разместившийся в нем.

Ты не верь,

      что грядущее вскрикнет,

            всплеснувши руками:

«Вон какой тогда жил,

            да, бедняга, от века зачах».

Нету легких времен.

            И в людскую врезается память

Только тот,

      кто пронес эту тяжесть

            на смертных плечах.

Мне молчать надоело.

            Проходят тяжелые числа,

Страх тюрьмы и ошибок

            И скрытая тайна причин...

Перепутано — все.

            Все слова получили сто смыслов.

Только смысл существа

      остается, как прежде,

            один.

Вот такими словами

            начать бы хорошую повесть,—

Из тоски отупенья

            в широкую жизнь переход...

Да! Мы в Бога не верим,

            но полностью веруем в совесть,

В ту, что раньше Христа родилась

            и не с нами умрет.

Если мелкие люди

      ползут на поверхность

            и давят,

Если шабаш из мелких страстей

            называется страсть,

Лучше встать и сказать,

            даже если тебя обезглавят,

Лучше пасть самому,—

            чем душе твоей в мизерность впасть…

1952


Категория: Методические разработки | Добавил: UMNICA (11.10.2013)
Просмотров: 7848 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz