Цель урока: дать представление о Москве 30-х годов в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Задачи урока:
образовательные: показать сатирическое изображение московского
общества 30-х гг. ХХ века; раскрыть приемы создания писателем комичных
ситуаций; выявить авторское отношение к литературной среде; сформулировать
личностное отношение студентов к героям романа; продолжить работу по
закреплению навыков анализа художественного текста;
развивающие: развитие познавательных способностей, критического мышления
студентов, развитие умения работать в группах;
воспитательные: формирование чувства гордости за
отечественную культуру 30-х годов ХХ века; содействовать формированию умения
общаться друг с другом при решении поставленной интеллектуальной задачи; дать
отрицательную оценку человеческим порокам, представленным М.А. Булгаковым в
романе; формирование отношения к писательскому труду как к высочайшему
служению, миссии.
Педагогические
технологии: использование элементов проблемного метода обучения,
ИКТ, групповая технология, технология личностно-ориентированного обучения.
Оборудование: компьютерная презентация "Москва 30-х годов в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”; отрывки
из статей "Булгаковской энциклопедии”, буклет
Подготовка к уроку:
1) индивидуальное задание: подготовка сообщения «Москва и москвичи в романе Булгакова
«Мастер и Маргарита» по предложенному плану;
2)
знакомство с
текстом поэмы "Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” Д. Бедного.
Ход урока:
I.
Орг. момент
II.
Вводная беседа
Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном
из самых загадочных произведений русской литературы ХХ века – романе М.А.
Булгакова "Мастер и Маргарита” (слайд 1)
Прочитайте отрывки из
двух произведений, написанных в 30-е годы ХХ века, и постарайтесь определить
название этих произведений и их авторов.
"В белом плаще с
кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого
числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца
Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”.
Точное суждение о Новом
Завете:
Иисуса Христа никогда не
было на свете.
Так что некому было
умирать и воскресать,
Не о ком было и
Евангелие писать. (слайд 2)
Совершенно верно, первая
цитата - это начало романа Мастера о Понтии Пилате, отрывок из изучаемого нами
романа, а второй отрывок - это "Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна” -
очень популярная в те годы поэма пролетарского поэта Демьяна Бедного.
Очень разные
произведения.
И все же, что,
по-вашему, может объединять их авторов? (Эпоха, тема произведений, а
главное, что каждый из этих авторов считал себя настоящим писателем.)
III.
Постановка проблемы.
К слову "писатель” у нас
в стране особое отношение. Мы произносим его с уважением, часто даже
преклоняемся перед талантом творца.
Но вспомним тот эпизод
из романа, когда Иван Бездомный впервые встретился с Мастером в психиатрической
клинике:
"Вы – писатель? – с
интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом
сказал: Я – Мастер, он сделался суров”.
Почему же Мастер так
негативно относится к слову "писатель”, сознательно отгораживая себя от него?
Как вы думаете, о ком мы
будем говорить сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
IV.
Сообщение темы и постановка целей урока
Но мы знаем, что
литературный мир нельзя отделить от московского общества в целом, ведь именно
это общество формирует отношение к писательской среде.
Попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока.
В процессе урока
постараемся ответить на вопросы: «Как представлена в романе Москва 30-х годов?
Почему на вопрос
Бездомного "Вы – писатель?” герой романа сурово отвечает "Я – Мастер”?»
V. Изучение нового материала, анализ отдельных
глав романа
1) Работа в группах
Чтобы ответить на основные
вопросы урока нам необходимо выполнить несколько заданий.
· Вспомните, какая организация в романе непосредственно связана с
литературным миром?
Рассмотрим, что же
скрывается под этой внушительной аббревиатурой.
Работать вы сейчас
будете в группах. Каждая группа получает свое задание. 1 группа расскажет о
членах МАССОЛИТа.(слайд 5)
· Перечислите их.
· Какой прием сатирического изображения использует Булгаков для их
изображения? (Говорящие фамилии).
· Попробуйте "расшифровать” некоторые из них, а также, используя раздаточный
материал, рассказать нам о прототипах некоторых персонажей-литераторов.
Прежде чем дать задание
второй группе, напомню эпизод встречи двух друзей: красногубого великана
Амвросия, обладателя заветного массолитовского билета, и худосочного Фоки, с
завистью взиравшего на него.
· Используя главу "Дело было в Грибоедове”, расскажите, почему Фока так
мечтал стать членом МАССОЛИТа.
Третья группа проведет
анализ художественных особенностей произведений писателей-массолитовцев. Для
этого вы заполните буклет, составив пособие (своеобразную шпаргалку для членов
МАССОЛИТа), используя уже предложенный очерк, взятый из романа И. Ильфа и Е.
Петрова "Золотой теленок”, в котором отражена массовая стилистика произведений
того времени. Итак,
· Заполнив буклет, составьте словарь наиболее характерных слов и выражений,
принятых в массовой литературе и публицистике того времени.
Время, отведенное на
выполнение заданий – 10 минут.
2) Отчёт групп
(Ответы студентов
первой группы).
Итак, фамилии героев подчеркивают узость их кругозора,
скудость их внутреннего мира. Они зачастую и пишут-то о том, чего не знают.
Кроме того, под МАССОЛИТом Булгаков подразумевал реальную писательскую
организацию, РАПП, проповедующую командный тон в литературе. Кроме того, многие
из персонажей имеют прототипов среди писателей и критиков того времени.
(Ответы студентов
второй группы).
Итак, оказывается члены МАССОЛИТа пользовались множеством
привилегий.
Обратимся к такому герою
романа, как Берлиоз.
· Чем, на ваш взгляд, он отличается от описанной литературной братии? (Умный,
образованный человек, знающий пять языков, очень эрудированный.)
· Почему Берлиоз согласился руководить этим сборищем писательских ничтожеств?
(За конформизм, оказывается, хорошо платят.)
· Почему же так страшно наказан Берлиоз в романе, являясь, несомненно,
знаковой фигурой для писателя? (Берлиоз прекрасно осознает примитивность и
ложность тезисов, внушаемых им. Его жизнь лишена нравственной опоры и духовного
смысла, поэтому так страшен его конец: "Каждому будет дано по вере его”.)
В романе звучит фраза,
сказанная о таланте Ф.М. Достоевского: "Да возьмите вы любые пять страниц из
любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с
писателем”.
· Каковы же особенности языка писателей-массолитовцев? (Ответы студентов
третьей группы) (слайд 6)
Излишняя пафосность, призывность, шаблонность мысли,
заштампованность – вот, что отличает их стиль. Вот каково писательское
окружение, которое оценивало роман Мастера.
· Почему же эта среда отвергла его роман?
Несомненно, члены
МАССОЛИТа являются представителями московского общества 30-х годов. Постараемся
узнать, отличается ли система ценностей московских обывателей от нравственных
устоев московских литераторов.
3)Индивидуальное
сообщение.
«Москва и москвичи в
романе Булгакова «Мастер и Маргарита» по плану:
1) Найдите в романе зарисовки быта и нравов Москвы
30-х годов, отразившие «как личные наблюдения Булгакова, так и литературные
источники» (Б. В. Соколов).
2) Каково в романе авторское отношение к Москве и
москвичам?
3) Какие художественные приемы использует Булгаков в
создании «московских сцен» романа?
4) Беседа
– Кто же такой Воланд, чем он занимается, с какой
целью прибыл в Москву?
– Чем же занимается «ведомство» Воланда?
Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности
заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из
первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они
настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться
от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.
Итоговый эксперимент
Воланд проводит во время сеанса черной магии в Варьете. Коллективный анализ
сцены в варьете (гл. 12).
Проблемные вопросы к учащимся (слайд 7):
- Что происходит с конферансье в театре варьете?
Почему?
- Какие еще фокусы проводят Коровьев и Бегемот?
Что раскрывает фокус с картами?
- Как характеризует людей фокус с денежным
дождем?
- Как вы оцениваете поведение публики во
французском салоне? Что произошло потом с новыми нарядами этих женщин?
- Какое разоблачение получил Аркадий Семплеяров?
Все события в Варьете напоминают буффонаду
(слайд 8):
Буффонада
(итал.
buffonata — шутовство):
1.
Комическое
представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
2.
Литературная
основа комического представления.
3.
Характерная
для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры.
Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческого и древнеримского
театрального искусства, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов
(в России — скоморохов и шутов), в спектаклях ярмарочных театров и балаганов.
Москвичи разоблачают
себя сами – в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность
волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает
вопроса о цене; следствие этого – позор и унижение. Вывод
Воланда: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество
любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их
сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос
только испортил их…»
Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов:
поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко
впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. В обществе, в той Москве,
которую изображает писатель, царствуют подлецы, лицемеры и приспособленцы. Они
лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с
подручными сатаны, им это вполне удается.
«Нечистая сила
в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», –
пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как
беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и
добродетели».
Чем ещё знаменательна эпоха 30-х годов XX века? Вспомните
исторические события этого периода (усиление тоталитарной системы, повальные
доносы, аресты, разрушение храмов, усиление бюрократической машины).
Запись в
тетрадях:
используя разнообразные средства сатиры и приемы художественной
выразительности, М.А.Булгаков «вскрывает»
не только извечные людские пороки, но и недостатки, присущие конкретному
времени (квартирный вопрос, шпиономания).
- Чем же должен
отличаться Мастер от окружающих его людей? Какие черты, в понимании М.А.
Булгакова, должны быть присущи истинному Мастеру?
(Талант, правдивость,
а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода
творчества)
VI.
Заключительный этап в решении проблемы.
Как мы ответим на один
из вопросов нашего урока: "Почему на вопрос Бездомного "Вы – писатель?” герой
романа сурово отвечает "Я – Мастер”? (слайд 9)
(Мастер не хочет
называть себя писателем, потому что литераторы в романе опошляют писательское
звание, рассматривая свою мнимую причастность к литературе как возможность сыто
и праздно жить, не обременяя себя ни духовным трудом, ни счастьем и муками
слова, без чего невозможно подлинное литературное служение).
Несомненно, главному герою
романа, Мастеру, присущи и талант, и правдивость,
а главное – внутренняя независимость от идеологических постулатов, свобода
творчества, но
· Какова его судьба и судьба его произведения в романе?
· Случайность это или закономерность?
· В чем сходство судьбы Мастера и самого Булгакова? (Оба сумели сохранить,
несмотря на все лишения и преграды, свободу творческого духа.)
- А можно ли вообще, идя
по пути приспособленчества, заигрывания с властью, сохранить, свободу
творческого духа? Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но
судьбы таких советских писателей, далеко не лишенных таланта, как А.Фадеев,
А.Толстой, в какой-то мере, М. Шолохов, показывают, что за конформизм хорошо
платят, но и самим приходится расплачиваться за него очень высокой ценой –
своим талантом.
Не будем никого
осуждать. Сложное время. Жестокая эпоха. И тем величественнее духовный подвиг
тех писателей, которые сумели сохранить в себе эту творческую свободу несмотря
ни на что. М.Булгаков, Б.Пастернак, А.А. Ахматова – все они достойно противостояли
враждебному им времени (слайд 10)
А теперь на основе
полученных знаний попробуйте ответить на вопрос: «Как же представлена в романе Москва 30-х годов?»
VII. Итог урока.
В чём заключается актуальность романа?
Используя образы нечистой силы, средства сатиры,
Булгаков обращает внимание читателей на проблемы общественной морали,
нравственности людей и о проблеме ответственности человека.
Слова А. И. Солженицына можно отнести и к
жителям Москвы 30-х гг. ХХ века и к каждому человеку в современном мире: «… Постепенно открылось мне, что линия,
разделяющая добро и
зло, проходит не между государствами, не между
партиями, она проходит через каждое человеческое сердце
и через все
человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в
нас годами. Даже в
сердце , объятом
злом , она
утверждает маленький плацдарм
добра . Даже
в наидобрейшем
сердце – неиссякаемый уголок
зла .
С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в
человеке (в каждом
человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из
мира, но можно в каждом
человеке его потеснить…» (слайд12)
Послушайте стихотворение Наума Коржавина «Вступление в поэму», которое заставляет задуматься о важности и правильности каждодневного нравственного выбора :
Ни к чему,
ни к чему,
ни к чему полуночные
бденья
И мечты, что проснешься
в каком-нибудь веке другом.
Время?
Время дано.
Это не подлежит
обсужденью.
Подлежишь обсуждению ты,
разместившийся в нем.
Ты не верь,
что грядущее вскрикнет,
всплеснувши руками:
«Вон какой тогда жил,
да, бедняга, от века зачах».
Нету легких времен.
И в людскую врезается
память
Только тот,
кто пронес эту тяжесть
на смертных плечах.
Мне молчать надоело.
Проходят тяжелые числа,
Страх тюрьмы и ошибок
И скрытая тайна причин...
Перепутано — все.
Все слова получили сто
смыслов.
Только смысл существа
остается, как прежде,
один.
Вот такими словами
начать бы хорошую
повесть,—
Из тоски отупенья
в широкую жизнь переход...
Да! Мы в Бога не верим,
но полностью веруем в
совесть,
В ту, что раньше Христа родилась
и не с нами умрет.
Если мелкие люди
ползут на поверхность
и давят,
Если шабаш из мелких страстей
называется страсть,
Лучше встать и сказать,
даже если тебя
обезглавят,
Лучше пасть самому,—
чем душе твоей в
мизерность впасть…
1952
|